Пчельное дело

Пчельное дело в селениях почиталось самым таинственным, важным и, кроме того, не для всех доступным занятием. Люди зажиточные, хозяйственные, имевшие до ста и более ульев, по народной молве, состояли в дружественной связи с нечистой силой. Мнения простых людей о пчельном деле были столь разнообразными, что одни избирали для него покровителями святых угодников, другие обращались к водяному деду. Пчельники, приверженцы последнего мнения, назывались в селениях ведунами, дедами, знахарями. Каждый из них имел свои собственные приемы обращения с пчелами, которые, по преданию, получал от других пасечников, и каждый в свою очередь совершал над пчелами свои таинства.
Ведуны думали, что пчелы первоначально образовались в болотах, под рукою водяного. Матка, как первород этих пчел, была выкуплена злым чародеем за тридцать голов знахарских и передана в улей одного ведуна по Повелению нечистой силы. Этот ведун, из ненависти К людям, научил матку жалить людей, а матка обучила этому всех пчел. Когда пчельник-ведун устраивал где-нибудь пасеку, то он, чтобы дела его шли успешно, чтобы пчелы давали мед, выделял водяному самый лучший улей. Ведуны так и не пришли к единому мнению относительно того, как следует поступать: оставлять ли этот улей на пасеке или бросать его в трясину. Считалось, если выделенный улей оставить на пасеке, то дед будет охранять только пасеку; если же бросить этот улей в болото, то дед не только предоставит все возможные средства для размножения пчел, но еще и заставит пчел летать на чужую пасеку для похищения меда.
Знахари же полагали, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедом и брошенной в болото. Как-то рыбаки опустили туда снасти, но вместо рыбы вытащили улей с пчелами. Пчелы из этого улья разлетелись и размножились по всему свету. Считалось, что пчег-лы начали жалить с того времени, как один из этих рыболовов пожелал украсть матку. Когда же преступник сознался в похищении, то знахари решили между собой, что похититель должен проглотить матку. Но вместо гибели он исцелился от опухоли. За это открытие — лечение опухоли укусом пчел — водяной дедушка навсегда передал пчел в руки знахарей. Получив под свое покровительство пчел, они изобрели способы ухода за пчелами: Назовем их.
Для лучшего размножения пчел знахари советовали, когда ударят к утрени на Велик день, подняться на колокольню и после первого удара отломить от колокола кусок меди. Этот кусок меди кладут в сердовой улей.
Варили растения дурман и тысячелистник, и этим отваром поливали плетень, деревья, строения с целью отучить и соседних пчел, и своих от полета на чужой двор.
Ко времени роения пчел заблаговременно готовили улья, окуривали их еловой головешкой, жгучей крапивой, украшали улья разными вещицами, подаренными проходившими мимо странниками, и ставили ряды на юг, восток, запад таким образом, чтобы пчелы вылетали на восток. Расположение ульев считалось важным делом, и потому, когда хотели показать кому-нибудь свою пасеку, обязательно изменяли его. Делалось это, конечно, в первую очередь из соображений конкуренции. Но не последнюю роль играло мнение, будто пчельник-знахарь может дать приказание своим пчелам вытащить чужой мед.
Чтобы повлиять на чужих пчел, знахари собирали еловые головки и варили их в козьем молоке. Когда прилетевшие пчелы высасывали такое молоко, их можно было приучить к переселению на другую пасеку.
Люди, разводящие пчел, всегда почитались на деревне, и не только потому, что были якобы связаны с нечистой силой, а прежде всего за труд. Но простой человек не только уважает, но и боится деда-пчельника: он знает, что ссора с ним может привести к разрушению хозяйства.

 

NeoLove.ru на Яндекс.Дзен
Мне нравится 0
    Оставьте комментарий
    Ник*
    E-mail*
    Город (желательно)
    Сообщение*

    Другие статьи по этой теме